ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММ ПО ТЕННИСУ

А ТАКЖЕ КЛАССИФИКАЦИЯ

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК

 

 

на начальную страницу

 

 

Список ударов для постановки техники:

 

  1. удар справа с отскока
  2. удар слева с отскока
  3. удар слета справа
  4. удар слета слева
  5. swing volley («драйв») справа
  6. swing volley («драйв») слева
  7. подача
  8. смеш
  9. реверс (смеш слева)
  10. укороченный

 

Эти удары за исключением № 8,9,10 делятся на три подгруппы: крученый, резаный и плоский. В свою очередь все это кроме № 7 еще раз делится еще на 3 подгруппы: удар в высокой точке, удар в средней точке, удар в низкой точке.

Всеми этими ударами теннисисту необходимо владеть свободно.

 

Чтобы упростить процедуру обучения мы ставим идентичную технику для всех ударов во всех точках с отскока, для всех ударов во всех точках слета, а swing volley объединяем с ударом с отскока. А также ставим крутку/подрезку одинаковую для всех ударов всех типов, в том числе даже для №7. Разумеется от отработки ударов в разных точках и с разной круткой/подрезкой это нас не избавляет, т.е. программа «набивки» остается прежней, но технические тренировки это сокращает в 6-7 раз и вообще упрощается возможность реально овладеть всей техникой.

 

 

Тренировки по набивке делятся на 3 основных типа: игра со слабым соперником, игра со средним и игра с сильным. И поскольку техника ударов слета и с отскока кардинально разная, тренировки делятся также на 2 категории: слета и с отскока.

 

Отсюда для игроков на определенном этапе удобно составлять микроцикл тренировок приблизительно по след. схеме:

 

Таблица №1

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

Игра со слабым

Игра со слабым

Игра со средним

Игра со средним

Игра с сильным

Игра с сильным

 

Удар справа с отскока

Удар слета справа

Удар справа с отскока

Удар слета справа

Удар справа с отскока

Удар слета справа

 

Удар слева с отскока

Удар слета слева

Удар слева с отскока

Удар слета слева

Удар слева с отскока

Удар слета слева

 

 

 

Соотношение ударов справа и слева берутся в благоприятном процентном отношении судя по успеваемости игрока, если какой то из ударов отстает, то время для отработки этого удара мы забираем из времени отработки того удара который лучше получается. Т.е. не всегда соотношение 50% на 50%

 

Поскольку реальности тенниса таковы, что слета обучение идет более быстрым темпом, чем с отскока, а swing volley помогает быстрому обучению удара с отскока, более разумным представляется для уже более продвинутых игроков следующее расписание:

 

Таблица №2

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

С отскока

Swing volley

слета

С отскока

Swing volley

слета

 

Игра со слабым

Игра со слабым

Игра со слабым

Игра со слабым

Игра со слабым

Игра со слабым

 

Игра со средним

Игра со средним

Игра со средним

Игра со средним

Игра со средним

Игра со средним

 

Игра с сильным

Игра с сильным

Игра с сильным

Игра с сильным

Игра с сильным

Игра с сильным

 

 

 

В данном случае процентное соотношение уже варьируется не только у удара справа или слева, но и схема слабый-средний-сильный соперники. Отработка по всем трем элементам берется за 100% общего времени тренировки и разделяется по столько % на каждый элемент, насколько это необходимо игроку на сегодняшний день в зависимости от успеваемости. Например игрок хорошо играет со слабыми, забивает, но плохо переносит сильные удары или быcтрый темп. В данном случае % отношение времени отработки с корзинами сводится практически к нулю на этот день, а отработка ударов на скорости забирает это время, которое отводилось корзинам – в свое распоряжение

 

 

Также для большего разнообразия можно строить тренировки и по следующей схеме:

 

Таблица №3

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

Удар справа

Удар слева

Удар справа

Удар слева

Удар справа

Удар слева

 

Слабый соперник

Слабый соперник

Средний соперник

Средний соперник

Сильный соперник

Сильный соперник

 

С отскока

С отскока

С отскока

С отскока

С отскока

С отскока

 

слета

слета

слета

слета

слета

слета

 

Swing volley

Swing volley

Swing volley

Swing volley

Swing volley

Swing volley

 

 

 

Данная схема наиболее эффективна когда объединяешь игру на задней линии, драйв и удар слета в одно целое, в нападательную игру с проходом к сетке.

Все микроциклы можно представить и в макро варианте. Например, если берем таблицу №3 – можно несколько дней, а не один отрабатывать удар справа, потом неск. дней удар слева, т.е. получается решение более изящным вследствии того что удар справа и слева редко когда идентичны, получается сгруппировать усилия на определенном направлении.

 

Тренировки по отработке ударов также не являются чем то статичным и выполняются в строгом соответствии с поставленными задачами. Например, рассмотрим типичные ошибки у спортменов и подскажем решение задач в упражнениях, а упражнения вставим в таблицу и получится программа миницикла на неск. недель.

 

Сразу нужно определить что есть за понятие игра со слабым, средним и сильным соперниками. Поскольку это понятие условное и растяжимое, окончательная стадия решения этой проблемы – игры с любым соперником, ложится на подготовительные турниры. На них стирается переход от одной грани типа соперника к другой. Но в целом игра со слабым – это drills, работа с корзиной, со средним – это игра alive, вживую с детьми в одной группе, которые соответствуют по уровню. А игра с сильным соперником – это работа с платным спаррингом, с соперником который заведомо сильнее, но который не ставит перед собой задачу потренироваться, а «работает» на данного спортсмена.

 

Подготовительные турниры проводятся круглый год, а реальные, экзаменационные турниры проводятся по след. схеме:

 

 

Макроциклы составляются соответственно, опираясь на эту схему, а также на программу по физподготовке и на решение конкретных задач по технике. Макроциклы основываются на чуствительности спортсмена к нагрузкам (что в свою очередь зависит от уровня игрока) и на тех текущих задачах, которые поставлены к решению в данный момент.

 

Макроцикл для юниора пишется по месяцам (т.к. большой период подготовки к сезону) и может представлять собой, к примеру, в грубой форме для игрока ниже уровня КМС следующий вид:

 

Таблица №4

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Период втягивания после отдыха

Активный тренировочный процесс

Активный тренировочный процесс

Подготовительные турниры

Активный тренировочный процесс

Подготовительные турниры

Активный тренировочный процесс

Подготовительные турниры

Прорабатываем весь старый материал, вспоминаем повторяем

Работа над игрой внутри корта:

Работа над игрой внутри корта:

Прорабатываем весь старый материал, вспоминаем повторяем

Работа над игрой внутри корта:

На турнире начинаем требовать чтобы игрок вошел в корт

Работа над игрой внутри корта:

Требуем от игрока весь выученный материал за год

 

Драйв усиленно в движении и с места

Драйв усиленно в движении и с места

 

Прорабатываем цепочку: с задней линии – до хаф-корта

Поскольку игрок проработал цепочку с з.л. до хаф-корта

Прорабатываем цепочку с хаф-корта до сетки

Требуем игры в корте, а также завершение комбинаций у сетки

 

Игра с шагом вперед с шагом назад внутри корта

Игра с шагом вперед с шагом назад внутри корта

Даем относительную свободу игроку на турнирах, т.к. новый материал еще сложен

Игра с з.л. до хаф-корта и обратно откатываемся

Требуем за счет этого более быстрой, но стабильной игры от игрока

Повторяем старый материал – цепочку от з.л. до хаф-корта

Поторяем весь пройденный материал

 

Повторение старого материала

Повторение старого материала

 

Используем драйвы, удары с отскока, удары слета с хафкорта агресивные «перерезанные»

 

Используем драйвы, смеши, слета с места и в движении, а также отходы назад и вперед с отскока

Готовимся выложить все свои умения на сезонных зачетных турнирах

 

 

Данная программа расписана на год для обучения игрока передвижению не только вправо – влево по корту, но и взад вперед. Это имеет огромное значение для будущего теннисиста. Прорабатываются все особенности техники атакующего стиля игры с проходом к сетке, которые закладываются в раннем возрасте, но сыграют свою решающую роль не раньше чем когда игрок достигнет уровня МС и МСМК. Но в позднем возрасте когда игрок осознает необходимость этих навыков – уже «поезд» уходит. Поэтому постановке техники и тактики в этом направлении уделяется длительное время c самого начала. Умение при полной поддержке технических навыков передвигаться успешно по корту как назад так и вперед – это может даже более важно, чем умение передвигаться по корту из угла в угол. Это целое стратегическое направление игры в теннисе, и ему следует уделять очень пристальное внимание со стороны наставников и инструкторов.

 

Конечно, данный макроцикл слишком груб, чтоб его можно было взять в чистом виде за основу, поэтому мы напишем еще один цикл, недельный тренировок, что то между мини- и макро-.

Разобьем январь и февраль в таблице №4 на недели, так сказать период подготовки от одного подготовительного турнира до второго, и представим этот период подготовки в следующей таблице:

 

Таблица №5

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

Втягивающая

Техническая

Набивка + техника

Набивка + техника

Набивка + техника

Набивка

Турнир

Турнир

Работаем над ошибками допущенными в ходе прошедщих подготовит. турниров

В целом обрисовываем и технически объясняем предстоящую работу

Прорабатыаем упр-ние между мячами с шагом вперед и с шагом назад

В это упр-ние вставляем «драйв» при шаге вперед

То же самое упр-ние, но «драйв» выполняется при шаге не вперед, а назад

Требуем некой «сдачи нормативов» по всем упражнениям, которые ыполнялись за неделю

На турнире требуем выполнения определенных задач

На турнире требуем выполнения определенных задач

 

Повторяем прошедший материал

Это же упражнение но контролируем, чтоб безошибочно набрал определенное кол-во

Это же упражнение но контролируем, чтоб безошибочно набрал определенное кол-во

Это же упражнение но контролируем, чтоб безошибочно набрал определенное кол-во

Если день со слабым – требуем 40 сильных ударов без ошибки

При игре со слабым соперником выполнять только то, что отрабатывали на трен-ках

При игре со слабым соперником выполнять только то, что отрабатывали на трен-ках

 

 

Делаем состязание с игроком (если тренируется в паре с кем то), кто больше наберет ударов без ошибки

Делаем состязание с игроком (если тренируется в паре с кем то), кто больше наберет ударов без ошибки

Делаем состязание с игроком (если тренируется в паре с кем то), кто больше наберет ударов без ошибки

Если день со средним – требуем 40 ударов без ошибки на скорости спарринга

При игре со средним соперником требуем чтоб в 30% случаев выполнялось что отработали на тренировке

При игре со средним соперником требуем чтоб в 30% случаев выполнялось что отработали на тренировке

 

 

Повторяем пройденный материал, а также работа над текущими ошибками

Повторяем пройденный материал, а также работа над текущими ошибками

Повторяем пройденный материал, а также работа над текущими ошибками

Если день с сильным игроком – требуем не менее 10 ударов без ошибки

При игре с сильным соперником требуем чтоб в 10% случаев выполнялось что отработали

При игре с сильным соперником требуем чтоб в 10% случаев выполнялось что отработали

 

 

Отрабатываем слета перерезаный удар: бьем его с шагом вперед

Отрабатываем слета перерезаный удар: играем его с шагом назад

Отрабатываем слета перерезаный удар: играем его с шагом назад и с шагом вперед

Повторяем весь пройденный материал и готовимся к турнирам

На некоторые игры предоставляем полную свободу действий, что-то вроде «самостоятельной работы»

На некоторые игры предоставляем полную свободу действий, что-то вроде «самостоятельной работы»

 

 

По идее неплохо бы растянуть этот подготовительный период и на 9 и на 10 недель, увеличить на неделю набивку, да прибавить бы пару турниров. Но в данных программах и таблицах и нет ничего каноничного, все зависит от конкретной ситуации, важна только схема и суть. Часто многое зависит порой и от материального состояния спортсменов, что они себе могут позволить материально, и несомненно, от их способности усваивать материал. А также, конечно, от здоровья и усидчивости.

 

К конкретному человеку и ситуации будет совершено конкретная программа, которая также наверняка в ходе проведения претерпит какие то изменения и дополнения.

 

 

 

Теперь самая основная часть работы над техникой и построением учебно-тренировочных программ: рассмотрим варианты методических решений по самым распространенным ошибкам. Т.е. те методы (а не пожелания или абстрактные и неприкасающиеся к реальной жизни хотения), которыми можно ту или иную ошибку устранить и исправить. И можно ознакомиться с «зоопарком» всевозможнейших неисчислимых и непредсказуемых ошибок, которые мы постараемся предугадать и классифицировать:

 

 

Эта проблема решается следующими упражнениями:

 

 

При визуальном контроле тренеру обратить внимание на то, чтобы спортсмен опускал при выполнении ударов с отскока головку ракетки ниже ручки непосредственно до удара. При таком положении проблематично перекрутить мяч, т.к. перекос плоскости ракетки при опущенной головке приведет к удару вбок, а не вниз. Что заставляет подсознание «больного» этой ошибкой теннисиста одуматься и полностью отказаться от перекрутки при таком положении головки.

 

 

 

Эта проблема часто возникает от того, что игрок когда бежит за мячом вперед – бежит не вперед ногами, как это правильно по технике выноса бедра, а бежит вперед головой. Из-за этого он не может ударить мяч по дуге, бьет его прямолинейно. Для решения этой проблемы возможны след. упражнения

 

  1. бег вперед – назад, удары и подход к мячу варьировать максимально: заставлять подбегать к мячу с разных сторон и бить в разные стороны. Это делается для того чтоб игрок не прибился к конкретной игровой ситуации, а прочувствовал всю систему подхода к мячу
  2. на физподготовке попросить тренера по физподготовке поставить вынос бедра при беге вперед. Пробовать делать эти ускорения с ракеткой в руке для приближения к теннисной ситуации
  3. бить удары скоротка с отклоненной головой назад и выдвинутым тазом вперед и пытаясь при этом попасть не просто в корт, а в хафкорт
  4. играть упражнение – бег вперед назад, впереди выполнять удар со всей силы целясь в хафкорт, а сзади выполнять удар со средней силой повыше над сеткой целясь под заднюю линию

 

 

 

Эта проблема может возникнуть если игрок опаздывает, не успевает подойти к короткому мячу так, чтобы ударить его «по шляпе», т.е. в той точке, когда тот еще не начинает падать вниз. Проблема состоит в том, что игрок его начинает играть таким же образом как и на задней линии – сперва его поднимает, т.е. заводит ракетку под падающий мяч. Разумеется, что если с хафкорта игрок мяч начинает поднимать, то потом еще концовку успеть сделать и сохранить при этом мощь удара – весьма затруднительно. И мяч улетает в аут.

Если же игрок под падающий мяч не заводит снизу ракетку – то это уже техническая ошибка в данной ситуации. Мяч сохраняя скорость по вертикальной оси ОY, направленной к земле, продолжает падать после горизонтального удара игрока по оси ОХ. Т.к. игрок не компенсировал его падение, заведя ракетку под мяч и направив мяч немного вверх.

Если же игрок успевает сделать удар, пока мяч не начал падать, то и заботиться о подъеме мяча обратно ему и не надо. Он может бить спокойно вперед, и даже немного заворачивая мяч вниз, если тот имеет подъемную вверх скорость (т.е. не по зависшему, а даже по восходящему удар сделан)

Для исправления этой ошибки следующее упражнение:

 

  1. играть по восходящему или зависшему мячу полуплоско, сначала с места, чтоб прочувствовать удар, затем в движении взад вперед, контролируя, чтоб мяч попадал в корт после ударов

 

 

 

 

Ошибка, конечно, не кажется значительной, вроде бы, чтоб не попасть в сетку играй чуть повыше над сеткой и все. Но игрок играет низко над сеткой из-за того, что при попытке играть выше – начинаются ауты. Из-за этого такой милиметраж. Тем не менее при игре не с хаф-корта, а с задней линии игра низко над сеткой является стратегической ошибкой, которая проистекает от технической ошибки. В чем тут стратегическая и техническая казалось бы ошибка? Игрок играет плоско в стиле Джимми Коннорса, как бы, и восточноевропейской школы тенниса. Тем не менее никакая школа тенниса ничего с технической ошибкой общего иметь не может. Если игрок делает так сознательно удар низко над сеткой, чтобы обострить игру – это одно дело. Другое дело когда он ничего другого сделать и не может. Тогда образуется маленький запас вариативности и маленький запас прочности.

Ошибка состоит в том, что игрок не заводит ракетку под мяч. А делает он это по причине плохой ненадежной концовки удара. Т.е. игрок бьет не по дуге, а прямолинейно. Мяч начинает «планировать».

Такая ошибка решается в комплексе. Сперва игрока обучают заводить ракетку (головку ракетки) под мяч, не смотря на огромные ауты. А затем оттачивают концовку удара (не крутку, а концовку). Само движение удара, оно – дугообразное. Сперва ракетка по дуге поднимает мяч, затем по этой же дуге заканчивает, делая окончание удара, концовку. Программирует мяч на то, чтоб он в конце по дуге «завернулся» в корт. Ракетка (головка ракетки) двигается по дуге и это заставляет мяч также лететь по дуге. Причем ничего общего с круткой это не имеет, это относится к любым плоским ударам. Мяч встречается и бьется перпендикулярно плоскостью ракетки, а не «бреется» как при крутке. Хотя конечно в чистом виде плоские удары у профи отсутствуют – всегда где то есть доля подкрутки или подрезки, но здесь мы рассмотрели «идеальный» удар, т.е. в чистом виде без примесей. Что-то вроде «идеального газа» в физике.

 

Упражнения для решения этой проблемы:

 

  1. игра с хаф-корта на хаф-корт с постепенным увеличением силы удара доходя до максимальной, мяч, тем не менее, при максимальной силе удара должен попасть в квадрат подачи не менее 10 раз подряд
  2. игра сеточнику «в ноги» с задней линии
  3. игра swing volley («драйв») с хаф-корта с места и в движении (swing volley невозможно играть стабильно не заводя головку ракетки под мяч, и не посылая удар по дуге)
  4. игра агрессивными «навылет» ударами, но ... через планку, которая повешена над сеткой не ниже чем 1 м, не менее 10 ударов удачных подряд со всей силы
  5. визуальный контроль тренера чтоб игрок выполнял правильно удар во всех упражнениях

 

 

 

 

Это ошибка возникает из-за доминирования одной стороны (правой или левой) над другой. Самое странное, что часто удар слева у правши лучше чем справа на очень много. Тут секрет кроется в том, что слишком много внимания на тренировке уделено только этому удару. Поскольку удар справа одной рукой и удар слева двумя руками в идеале – практически зеркальные копии друг друга и техника для них одна и та же, то если начинаешь просто активнее заниматься другим ударом – тот быстро выправляется. Только надо следить, чтоб оба удара были зеркальной копией друг друга технически. Т.е. категорически избегать разной техники для удара справа и для удара слева. Объединить эти техники в одну – вот это элегантное решение этой задачи, т.к. снимет множество проблем и в настоящем и в будущем.

Объединив эти удары в «один», нужно только будет следить за кол-вом нагрузки на каждый удар. Техника удара слева двумя руками проще, чем техника для удара справа одной рукой. Разговор идет o forehand и backhand, конечно же, но здесь от имени правши назовем их ударом справа и ударом слева. Поэтому тренировать удар справа по отношению к удару слева нужно из расчета 2 к 1. Т.е. в два раза больше бить на тренировках справа, чем слева. Примерно 60-70% тренировки идет на отработку удара справа и 30-40% на отработку удара слева.

Впрочем, при тех случаях, когда идет «перекос» в одну из сторон, внимание надо смещать на «отставший» удар, уделять ему больше времени. Именно такой случай мы и рассматриваем в данном случае.

Тем не менее пытаться сделать оба удара forehand и backhand эквивалентными – утопия. Дело в том что человек в отличие от царя Соломона не может читать, писать и слушать собеседника одновременно. Или как в поговорке говорится – человек не может служить двум господам одинаково равноценно. Видимо поэтому у человека щелкает тумблер – то у него удар справа хорош, а слева «дыра». То слева хорош, а справа внезапно удар превращается в ничто. Методикой является «подтягивание» одного удара к уровню второго. Все равно один из ударов будет доминирующим, а значит лучше. И не всегда для правши это может быть обязательно удар справа, как это говорилось выше. Если правша начинает активно заниматься ударом слева- у него «пропадает» правый удар.

Поэтому лучше сразу определиться и принять основные усилися по отработке удара справа, а удар слева лишь «подтягивать» к достойному уровню. Почему мы выбирем удар справа?

Во-первых удар справа все таки сложнее, как и говорилось, но перспективнее чем удар слева двумя руками – «дуло длиннее», как у винтовки. Т.е. чем больше мах, чем длиннее дуло, тем сильнее и точнее выстрел. Слева удар «коротковат». Во-вторых, справа не надо подбегать так близко к мячу, как при ударе слева двумя руками, экономия в неск. см может оказаться весьма существенным фактором в решающие моменты.

Упражнения для устранения этой ошибки (рассматривается, что удар слева и справа являются по технике зеркальной копией друг друга):

 

  1. бить с места или в движении поочередно – один удар слева, один удар справа. Использовать всевозможные комбинации при этом, чередовать – то один удар завершающий, то второй
  2. бить swing volley слева и справа таким же образом, т.к. swing volley «требует» определенной одинаковости в технике для исполнения этого удара, что и играет на руку сглаживанию различий при ударе слева двумя руками с справа одной рукой
  3. проводить целые тренировки и может даже целые недели тренировок только одним отстающим, «плохим» ударом, но визуальный контроль тренера – чтобы удар был по технике идентичен зеркально, как и говорилось
  4. проводить для отстающего удара мероприятия, которые выработали черты техники преуспевающего удара (!). Т.е. если у одного удара хорошо получается крутка – то соответствующим образом провести тренировки и для того удара, который отстает (чаще это удар слева). Например, с хафкорта на хаф-корт Если хорошо получается плотный удар у одного удара, а у другого нет – то провести тренировки на «плотность» для второго удара (чаще в этом отстает удар справа по сравнению со своим зеркальным оппонентом). Например, игра ладошкой об стенку и затем все упражнения по порядку, которые избавляют от перекрутки. Почему отстает часто удар справа по плотности? Потому что у начинающих игроков темпы развития увеличения силы удара справа и контроля над ним не совпадают – удар начинает улетать. И отсюда возникают комплексы, и перекрутки, которым способствует большая «вертлявость» однорукого удара по сравнению с двуруким.

 

 

 

Эта ошибка возникает, как и было указано – из-за того, что игрок не поворачивает плечи. В результате этого у него локоть не «стоит на месте», привязанным к корпусу, а относительно корпуса ходит туда сюда, напоминая поршень, а не дугообразное движение, разумеется. В результате этого мяч так и программируется. Поршень ходит взад вперед, не дугообразно. И мяч при усилении удара, когда мало успевает сказаться за такой короткий срок земное притяжение, начинает лететь прямолинейно.

Надо сразу оговорить. Мяч должен лететь к земле не только под воздействием земного притяжения! Мяч нужно «направить» к земле ракеткой прямо во время удара. Делается это тем способом, что само ударное движение должно быть дугообразным, а не прямолинейным. Если оно будет дугообразным, то и полет мяча – тоже будет не прямолинейным, а дугообразным.

Между тем, для человека очень естественно выполнять дугообразные движения. Намного естественней даже, чем прямолинейные. Нужно просто выполнять движения удара наподобие «скручивание» - «раскручивание». Т.е. на замахе – скрутился корпусом. На ударе – раскрутился. При этом массу вкладывать в удар, проходить ногами вперед или назад на отходе – этого делать никто не запрещает. Наоборот. Тем не менее много людей считают, что если он проходит вперед ногами или вкладывает массу – то он уже ставит себя в оппозицию технике скручивания. Но это не так. Мяч летит вперед по дуге. И мы, проходя вперед и вкладывая массу, тем не менее посылаем его за счет скручивания корпуса, кисти, предплечья, бедер и всего остального – по дуге.

Для этого просто надо зафиксировать локоть в данном случае. Чтобы он не мог двигаться как поршень взад – вперед. Тогда, чтобы ударить, человеку совершенно естественным образом придется скручиваться и раскручиваться, и он постепенно «нащупает» эту технику удара.

Эта ошибка может возникнуть как при ударах справа одной рукой, так и при ударах слева двумя руками. Упражнения по исправлению этой ошибки:

 

  1. играть, зажав мяч подмышкой, прижав его к корпусу рукой и выполняя удар в таком положени. Задача – чтоб при ударах мяч не «вываливался» из подмышки. Если справа играем одной рукой – нужно зажать мяч подмышкой справа. Если слева, то нужно 2 мяча зажать подмышкой правой руки и подмышкой левой
  2. привязать руку к корпусу эластичным бинтом и в течении длительного времени выполнять так серии ударов. Если справа играем – то привязать правую руку к корпусу, чтоб свободным оставалось только предплечье, т.е. бинт должен пройти чуть выше локтя. Если слева, то таким же образом привязать к корпусу обе руки
  3. визуальный контроль техники со стороны тренера при выполнении ударов на тренировке (это уже после отработки предыдущих двух более радикальных методов решения, указанных выше)

 

При выполнении этого упражнения тренеру обратить внимание, чтобы игрок бил как можно сильнее, выполняя это упражнение. Вообще все ошибки «вылазят» именно при выполнении упражнения в экстремальных условиях. А в данном случае это проявляется особенно, потому что и сама ошибка мешает попаданию в корт именно сильных ударов. Т.е. при такой ошибке спортсмен будет попадать в корт только до определенной скорости, потому и требуется, чтобы игрок реально ощутил этот факт и наглядно бы для самого себя его исправлял.

 

 

 

Скорее всего игрок в данной ситуации играет не по восходящему мячу, а он играет с полулета. Это распространенная ошибка новичков. Они считают, что если играешь мяч на его подъеме, когда он поднимается, то это называется игрой по «восходящему» мячу. Между тем удар с полулета – тоже выполняется по восходящему мячу. В чем разница между этими двумя ударами?

Удар с полулета выполняется в неудобной для игрока позиции. Он его не может ни слета толком сыграть, ни с отскока нормально. И то, что он выполняется по восходящему мячу, в то время когда мяч взлетает – это приносит мало утешения, как самому игроку, так и его тренерам. Удар вынужденный, в неудобной позиции, и ни для кого не секрет – лучше таких ударов избегать.

Что же есть за понятие – игра по восходящему мячу? Ведь всем известно, что это не ошибка, а агрессивный, «перспективный» удар, и ничего общего с ударом полупассивным с полулета не имеющий.

Игра по восходящему мячу – это такая игра, при которой мы уже давно подошли к тому месту, куда мяч упадет и отскочит, и от скуки образно говоря начинаем засыпать. Так вот чтоб не «заснуть», мы для разнообразия начинаем изо всех сил стараться ногами его так хорошо обработать, чтоб без помех для себя не дожидаться, пока он поднимется и опять будет опускаться, а ударить его «на взлете», когда он еще не успел подняться.

Это собственно и есть удар по восходящему мячу. Чтобы представить себе, что это такое – возьмите соперника, который в 3 раза отстает от вас по скорости игры. Когда вам скучно станет ждать, когда же наконец мяч от него перелетит, тогда вы активней начнете ногами готовиться, чтобы пораньше мяч ударить и взвинтить темп, который вам изрядно надоел и гонит вас в сон. Вот тогда можно будет себе представить что такое удар по восходящему мячу.

Т.е как видно из расмотренного примера, игру по восходящему мячу конечно можно назвать целью, но скорее это не цель, а следствие. Это следствие того, что вы преобладаете соперника по скорости и пытаетесь нарастить темп, который вас не устраивает.

Без сомнения можно утверждать, что на любом самом высоком уровне, если кто то начнет играть по «восходящему» мячу, к примеру, с игроком из десятки или чемпионом турниров Большого Шлема, например, с Роджером Федерером, тот сильно рискует, что его игра по «восходящему» мячу может в мановение ока превратиться в игру с полулета. Т.е. как только его ноги начнут по скорости отставать, будь он/она хоть профи из первой сотни АТР или WTA – он начнет играть не по «восходящему», а с полулета.

Т.е. игра по «восходящему» мячу как факт возможна только при преобладании одного игрока по скорости и темпу над другим игроком.

Тем не менее, этот элемент тоже нужно отрабатывать, и в этом помогут следующие упражнения (разумеется тут не включается физподготовка и др. упражнения которые позволят иметь физически-скоростное преимущество над другим игроком, мы расмотрим только тот случай, когда один игрок другого заведомо уже «быстрее»):

 

  1. Игра со слабым сопериком – тренер должен требовать всяческих обострений от сильного игрока. Как ни странно – это является методикой обучения такой суперсовременной игре, как игра по «восходящему» мячу.
  2. Игра в зале с коротким забегом за задней линией. Либо тренер в нормальном зале укорачивает искуственно забеги – ставит за спиной игрока всякие неприятные предметы, чтоб заставить игрока «войти в корт». Тем не менее, следить, чтоб не было суеты, чтоб игрок как можно позже (!!!) бил мяч, учитывать все, о чем говорилось выше, чтоб не было игры с полулета при всей остроте темпа
  3. Упражнения, где тренер засталяет играть по мячу на взлете – любые упражнения, но с визуальным контролем тренера в этом направлении. Следить, чтоб не было суеты, чтоб игрок как можно позже (!!!) бил мяч, при этом играя его на подъеме. Т.е. самое главное – это не удар на подъеме. Это – само собой разумется в данных упр-ниях. Самое главное – подход к мячу еще чуть ли не до того, как мяч ударился об землю

 

 

 

 

на начальную страницу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение следует ...

Hosted by uCoz